Пн-Пт 10.00-20.00

Как оформить право собственности на земельный участок

Как оформить право собственности на земельный участок

Регистрация права собственности на земельный участок – необходимое мероприятие для тех, кто хочет распоряжаться своей землей по собственному усмотрению и не хочет остаться без участка в результате чьих-то махинаций.

Специалисты «М16-Консалтинг» подготовили пошаговый мануал, посвященный регистрации прав на землю.

  1. Что нужно знать перед началом процедуры:
    • Когда зарегистрировать землю не получится
  2. Необходимая документация
  3. Проходим регистрацию
  4. Оформляем права на унаследованную землю
  5. Возможные трудности и как их преодолеть
sauna-1476232_960_720

Общие сведения о процедуре

Права собственника на земельный участок оформляются в следующих условиях:

  1. На основании договора, подтверждающего сделку купли, мены и т. д.;
  2. В наследственном порядке;
  3. В ходе процедуры приватизации земельной площади.

Когда регистрация права собственности на землю невозможна?

Начнем с того, что одного желания зарегистрировать на себя конкретный участок земли мало. В Земельном кодексе прописан четкий перечень ограничений, при которых землю невозможно оформить в собственность.

В частности, вам откажут в регистрации прав на земельный участок, которым уже официально владеет другой человек. Нельзя зарегистрировать участок, который расположен на изъятой из использования территории: например, участки, принадлежащие министерству обороны РФ, либо землям запаса и т.д.

Также можно забыть о приватизации участка, который является частью кладбища, парка или заповедной зоны.

mountains-941047_960_720

Собираем документацию

Для регистрации прав на земельный участок от вас потребуется следующий пакет:

  1. Правоустанавливающие документы, которые свидетельствуют о том, что вы вправе претендовать на регистрируемый участок. Таким документом может стать договор о покупке или дарения. Документы обязательно придется заверить нотариально.Если земельный участок предоставлялся государственным органом, то у вас на руках должно быть решение, распоряжение или иной документ, подтверждающий передачу земельного участка в вашу пользу. Если право владения землей перешло к вам по наследству, то подтверждающим ваши права документом станет свидетельство о наследственном праве.
  2. Кадастровый паспорт, содержащий технические характеристики помещения. Заказать его можно в соответствующем федеральном органе или в многофункциональном центре. Если ранее межевание участка не совершалось, то вам придется заняться этим перед подачей документов, иначе зарегистрировать право собственности на земельный участок не удастся. Если же вы уже являетесь владельцем земли, но не межевали его, то рекомендуем это сделать, чтобы в будущем не возникло проблем с соседями.
  3. Квитанция, свидетельствующая о том, что вы оплатили в государственный бюджет пошлину за процедуру оформления прав на земельный участок. В текущем году эта сумма составляет 350 рублей, если земля будет использоваться в личных целях: под дачное, гаражное или любое другое индивидуальное строительство, для подсобного или садоводческого хозяйства, возведения жилья. Во всех остальных случаях размер пошлины составит 2000 рублей.
  4. Заявление об отсутствии супруга или согласие супруга на приобретение или отчуждение имущества (если имуществом вы владеете на пару со своей второй половиной).
  5. В отдельных случаях сотрудник Росреестра может также запросить дополнительную документацию, например, справку из местных администраций или из архива.
Документы

Государственная регистрация прав на земельные участки

Убедитесь, что вы полностью собрали пакет документов для прохождения регистрационной процедуры, и не забудьте взять собственный паспорт. Вместе с этими документами отправляйтесь в Росреестр или МФЦ.

Принимающий заявку операционист заполнит необходимое заявление и передаст его вам на подпись. Перед подачей убедитесь в правильности своих данных и сверьте сведения о регистрируемом праве, это необходимо, чтобы избежать технической ошибки при оформлении вашего имущества.

equipment-2047314_960_720

По закону регистрирующий орган должен оформить ваши права всего за 15 дней, однако на деле такое практически не случается. С учетом сбора всех документов, дополнительных справок и выписок регистрационная процедура может затянуться на месяцы.

Только после завершения регистрирующей процедуры и выдачи свидетельства, подтверждающего права собственности вы сможете продавать землю, обменивать ее, передавать по наследству и совершать иные юридически значимые действия.

Оформление прав на наследованный участок

После смерти предыдущего владельца у наследников есть полгода, чтобы заявить о своих правах на земельную площадь. Если вы намерены оформить право собственности на весь участок или на его долю, следует посетить нотариальную контору и подать заявление, на основе которого уполномоченный нотариус инициирует открытие вашего наследственного дела. Далее вам потребуется собрать следующий документальный пакет:

  • Кадастровый паспорт с вписанной на момент смерти владельца кадастровой стоимостью;
  • Справку по форме №3 из ЕГРН в отношении скончавшегося владельца;
  • Завещание либо документальное подтверждение вашей родственной связи.
nova-scotia-2056648_960_720

По истечении полугодичного периода нотариус выдаст вам документ, свидетельствующий о праве на оставленную в наследство землю. После этого вам предстоит отправиться в Росреестр или МФЦ, куда необходимо подать:

  • Собственный паспорт;
  • Кадастровый паспорт;
  • Свидетельство о праве на унаследованную землю;
  • Чек, подтверждающий факт уплаты госпошлины.

После проверки предоставленных документов и заполнения заявления о регистрации права на землю специалист Росреестра сообщит, через сколько вы сможете получить свидетельство о том, что вы стали официальным собственником земли.

Самые вероятные трудности и как их преодолеть

При оформлении права собственности на часть земельного участка или всю площадь можно столкнуться с рядом проблем, которые существенно затормозят процесс оформления собственности. Мы подготовили перечень самых распространенных трудностей.

    1. Неопределенное количество документов. При приеме заявки операционист вправе потребовать дополнительные справки или выписки. Проблема же заключается в том, что зачастую у такой документации есть срок действия. И пока вы ожидаете какую-то выписку, полученная ранее справка теряет свою актуальность.
    2. Неустановленный бюджет. Очень сложно заранее предугадать, сколько денег предстоит выложить за оформление земли. При любом раскладе придется потратиться на госпошлину (либо 350 рублей, либо 2 тысячи рублей).Стоимость существенно возрастет, если окажется, что есть необходимость провести межевание участка. Это придется сделать, если ранее межевание не проводилось и нет конкретного представления о реальных границах участка или если имеется спор о границах с соседями. Процедура межевания проводится специализированными компаниями. Стоимость колеблется и начинается от 40 тысяч рублей.Если операционист затребует дополнительные выписки и справки, на это тоже придется потратиться, так как часть из них может быть платной. Не стоит забывать и о услугах нотариуса, которые понадобятся для удостоверения договора о покупке участка, мене и т. д.
    3. Путаница с категориями земель. Сложности возникают и при определении категории земли, на которой располагается ваш участок. Так, например, это могут быть сельскохозяйственные земли, земли в составе лесной зоны, земли промышленности и т. д. Трудности возникнут, если выяснится, что весь участок или какая-то его часть относится к тем землям, приватизация которых невозможна.
wheelbarrows-2157335_960_720

Самостоятельно справиться с перечисленными выше трудностями (а это только самые распространенные примеры, на деле препятствий может быть гораздо больше) бывает очень сложно. Из-за вновь возникающих препон процедура оформления затягивается, вам приходится тратить много денег, времени и собственных сил.

Чтобы заранее подстраховаться от возможных трудностей, лучше сразу обратиться к компетентным специалистам. Юридическая компания «М16-Консалтинг» оказывает свою помощь в оформлении прав на землю, независимо от оснований приобретения этих прав.

Большой опыт и исчерпывающее знание законодательства позволяет нам на ознакомительном этапе понять, какие потребуются дополнительные документы и мероприятия для прохождения регистрации. Профессионалы «М16-Консалтинг» минимизируют ваши финансовые затраты и помогут сэкономить время!